Журнал — Блог —Как выиграть в футбольном маркетинге

Как выиграть в футбольном маркетинге

15 мая 2016

Уже на следующий день после победы мадридского Реала в Лиге Чемпионов в онлайн-магазине клуба появилась возможность сделать предварительный заказ на памятные сувениры по случаю виктории.

Это яркий пример действия спортивного маркетинга. Футболки и шарфы с памятной надписью об 11-й победе Мадрида в самом престижном европейском клубном турнире были заготовлены заранее. Игроки и тренерский штаб «Реала» уже надели их при вручении кубка сразу после матча и походе не снимали сутки, потому что на следующий день в центре Мадрида они опять их продемонстрировали.

Весь набор, включая еще и кепки, доступен и простому болельщику команды. Пока, правда, по предзаказу. Но этого стоит подождать, отложив на пару недель минимум 25$, а, если ты в России, то еще и 11$ за доставку.

Мадридцы не первопроходцы в таком подходе работы с болельщиками и извлечении прибыли от продажи атрибутики после выигрыша в каком-либо турнире. И, кстати, не всегда обязательно выигрывать, чтобы устраивать подобные акции.

Осенью прошлого года в английский клуб «Ливерпуль» пришел один из самых веселых тренеров Европы – немец Юрген Клопп. На первой же своей пресс-конференции его попытались сравнить с другим крутым коучем Жозе Моуриньо, который в Англии называл себя «очень скромно» — «Special One» («Особенный»). Какую характеристику даст себе Клопп? Такой вопрос мучил журналистов. Улыбнувшись и поправив свои очки, Юрген вспомнил пару слов с уроков английского в школе и выдал: «I’m the normal one». После этого маркетинговую службу «Ливерпуля» было не остановить. В официальном клубном магазине появился специальный уголок, где можно было купить огромное количество сувениров с изображением Клоппа и его цитатой. Футболки, шарфы, кепки, кружки и даже те самые очки, которые он потом как обычно разобьет, празднуя одну из очередных своих безумных побед… Новый тренер сразу же сделал клубу кассу.

Кстати, тот же «Реал» после прихода на пост главного тренера легенды клуба Зинедина Зидана (с ним через полгода они и выиграли Лигу Чемпионов) вернул в торговый оборот футболку с 5-м номером, под которым француз когда-то играл в команде. Настоящие фанаты «Реала» были безумно счастливы и атаковали клубные магазины. Кстати, зря футболки с Зиданом не сделали после победы в Лиге Чемпионов. Ведь он стал всего лишь 7-м, кто в мировом футболе выигрывал Лигу как тренер и футболист.

А теперь вернемся в Россию, где, как обычно, с маркетингом в спорте все намного печальнее, чем в Европе. Самый свежий пример – это, конечно, чемпионство ЦСКА в футбольном первенстве. Онлайн-магазин клуба, похоже, не имеет никакого отношения к этому событию. На нем просто проходит распродажа игровой формы. В принципе, на этом можно было бы и закончить рассказ о нашей стране. Но, как оказалось, примеры удачных маркетинговых ходов все-таки были.

Сейчас будет долгая предистория, но без нее никак. Весной 2012 года в Петербурге играли «Зенит» и «Спартак». Клуб с берегов Невы готовился после матча официально отпраздновать чемпионство, а москвичам нужна была только победа. Ближе к концу матча нигерийский форвард «Спартака» Эменике сравнивает счет и, празднуя гол, показывает жест, который на его родине означает дань памяти предкам («во мне кровь моих предков»). Но судья матча, конечно, не знаком с африканской культурой и усматривает в этом акте радости неприличный жест, в который складываются две руки. Видимо, арбитр посчитал, что нигериец просто так «приветствовал» болельщиков из Петербурга. И удалил нападающего. «Спартак», играя в меньшинстве, психанул и забил победный гол, испортив праздник «Зениту», попутно создав все предпосылки для своего выхода в Лигу Чемпионов. Но для этого надо было выиграть следующую игру. На которую не смог выйти тот самый Эменике. По правилам Чемпионата России за красную карточку игрок дисквалифицируется на следующий матч. Никакие протесты и отсылки к другим подобным жестам африканских футболистов не вразумили футбольные власти России.

Что делают игроки «Спартака» и его главный тренер Валерий Карпин? Перед матчем они выходят в футболках с изображением Эменике и кричащей фразой: «В наших жилах течет кровь «Спартака». А у Вас?». Бунтарский жест, обращенный ко всей вертикали власти российского футбола, принимающей порой странные решения. Параллельно это все напоминает суть всего «Спартака» (восстать, добиться победы, «играя на жилах» и т.п.). Его частью даже стал простой паренек из Нигерии. Команда выигрывает тот матч, проходит в Лигу Чемпионов, а знаменитые футболки разлетаются в клубном магазине на ура. Такой вот хулиганский маркетинг.

Что объединяет все эти примеры? Ответ простой – оперативность. Только так можно приносить доход в клубную кассу. Можно до решающей игры сделать 30 футболок, вложив в это минимум средств (даже риском это не назвать), в случае победы показать их всему миру, а затем выручить сотни тысяч долларов, которые придут к тебе с невероятного количества мест на планете.

Футбол уже давно перестал быть просто игрой. На Западе, да и на других континентах, научились делать выручку не только на стадионе, тогда как в России 95% клубов по-прежнему ждут помощи от нефтяных и газовых магнатов, а на худой конец от бюджета региона. Остается им лишь посоветовать посмотреть в другую сторону, где на низком старте уже расположились голодные до новых проектов маркетологи.

Денис Гаврилов

Читайте также
Показать больше