Журнал — Пресса о нас —Как изменился российский PR за 15 лет

Как изменился российский PR за 15 лет

15 апреля 2015

Для того чтобы понять и оценить все изменения, которые произошли в «отрасли» необходимо оглянуться назад. Многие считают, что по-настоящему отечественная экономика «вздохнула полной грудью» в 2000-х, поэтому неудивительно, что в это же время активно начало развиваться такое явление, как PR. В те времена в России PR для многих владельцев бизнеса был достаточно специфическим, иногда даже непонятным инструментом. О чем говорить, если всего несколько лет назад многие говорили о том, что российский рынок PR- услуг не только не публичен, но еще и не прозрачен и даже не популярен. Сегодня же он изменился практически до неузнаваемости. Как видите, за последние 15 лет российскому PR пришлось перейти через многое, чтобы стать таким, каким мы его знаем сегодня. Давайте же попробуем сравнить суровый PR двухтысячных и нынешний PR. И как всегда своим мнением на этот счет с нами поделятся лучшие пиарщики нашего СНГ.

Александр Гранатович, генеральный директор PR-агентства полного цикла «Ясный день»

За последние полтора десятилетия сильно изменились задачи, которые ставит заказчик перед PR-агентством. В начале двухтысячных компании обращались в PR-агентства с весьма размытыми задачами. Это было для них частью статуса. Они не понимали, чем конкретно занимается PR, приписывая ему очень широкие возможности. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с тем, что заказчики также не знают, что такое PR, но интуитивно понимают, что он им нужен.

Сейчас под словом PR представители бизнеса понимают абсолютно все: более продвинутые – выстраивание имиджа и репутации, менее продвинутые – продвижение бренда. А третьи под этим словом могут понимать какую-либо узкую задачу, например, создание собственного видеоканала, съемку фильма, ведение аккаунтов в соцсетях или, например, ребрендинг. А уже обратившись в агентство, заказчик вместе со специалистами пытается понять, что конкретно ему нужно. Более точно задачи пиара осознают те, кому ну жен политический и антикризисный PR, поскольку у них есть четко сформированные цели.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что по сравнению с началом этого тысячелетия сейчас заказчик ждет от пиара более конкретных результатов. Влияние на это оказали и все экономические кризисы, и усложнение бизнес-процессов в стране. Это, конечно, усложняет нашу работу, поскольку PR – это далеко не реклама. Но профессионалам рынка приходится подстраиваться под это. Рекомендация по решению этой задачи: все стратегии позиционирования и построения бренда следует разрабатывать более предметно.

Компании научились считать деньги и теперь требуют уточненные и зачастую оптимизированные бюджеты. Большие прайсы остались в крупном бизнесе. Но там они включают в себя множество услуг, в том числе GR или содержание своего представителя в офисе компании-заказчика. К тому же в крупных компаниях есть свои отделы по маркетингу или связям с общественностью, где сидят люди, которые понимают, что такое PR, и именно они ищут агентства на подряд и ставят перед ними задачи. Так что в крупном бизнесе задачи актуализировались, а потому стали сложнее и дороже. В среднем бизнесе цены, наоборот, снизились, сказался и рост конкуренции среди агентств, и сужение задач. PR стал более коммерческим, а не абстрактным.

Еще одно изменение заключается в том, что большинство клиентов стали сами активнее искать подходящее агентство. Раньше процесс по иска заказчика происходил по сарафанному радио, благодаря рекомендациям, знакомствам на мероприятиях, активным холодным продажам и так далее. Сейчас клиенты ищут агентства по Интернету сами. Конечно, остались клиенты, которые приходят по знакомству или рекомендациям. Но сильно возросло число тех, кто находит агентство через Интернет.

Читайте также
Показать больше